Фото: Shutterstock
Силовая установка в рикше — будь то человек, животное или велосипед — отражала и отражает актуальные технические веяния. Поэтому неудивительно, что электрификация транспорта в стране началась именно с них.
Индия — одна из стран, где привычный, например европейцам, четырехколесный транспорт не так популярен. Рынком правят двухколесные и трехколесные транспортные средства: мотоциклы, скутеры и моторикши. Именно такими стали рикши в XXI веке. С появлением компактных двигателей внутреннего сгорания они по сути превратились в трехколесные скутеры.
В 2020 году в стране насчитывалось около 650 тыс. трехколесных моторизованных рикш. По оценкам экспертов, их число к 2025 году вырастет до 2,36 млн, а к 2030-му — до 4 млн. Больше всего такого транспорта в Дели: в 2016 году в городе числилось 198 тыс. рикш, в 2022-м их число снизилось до 92 тыс.
Рикши на любой вкус
Всего в Индии используют четыре основных типа рикш: на человеческой тяге, велорикши, моторикши и электрорикши. Если первая разновидность в основном осталась только в качестве дани традициям и для развлечения туристов, то оставшимися индийцы активно пользуются каждый день. Больше всего в стране на сегодняшний день моторикш и рикш на электрической тяге.
Субсидии и FAME: как в Индии поддерживают развитие рынка электрокаров
При этом доля бензиновых рикш в разы больше доли электрических. Соотношение с каждым годом меняется: даже бензиновые бренды представляют электрические модели. Самыми популярными производителями рикш в Индии являются Bajaj, Mahindra, Piaggio и TVS.
Пионеры индустрии электорикш Saera Electric Auto только пятые в общем топе продаж и занимают 3% рынка. Самым крупным производителем моторикш на сегодняшний день является Bajaj Auto: за 2023 год компания выпустила больше 250 тыс. рикш — больше трети рынка. Именно модель этого бренда Bajaj Compact RE является самой популярной в Индии.
Несмотря на свою нынешнюю популярность, электрорикши — относительно новый тренд. Их количество кратно увеличилось за прошедшие десять лет. Согласно официальным данным, если в 2014 году по всей Индии было продано всего 12 электрорикш, то сейчас они являются одним из самых продаваемых видов транспорта: за 2023 год 54% от продаж всего трехколесного транспорта составили e-рикши (их было продано почти 600 тыс.).
Рынок электротранспорта Индии активно растет и становится одним из главных в стране. За прошедшие 10 лет в Индии было продано почти 2 млн электрорикш. Обеспечить такой спрос помогают около 500 фабрик, большинство из которых основаны индийцами. На начало 2024 года трехколесные электрорикши занимали 54% своего сегмента.
«Отцом» электрорикш принято считать Виджай Капура — основателя Saera Electric Auto Limited с десятилетним опытом в автомобильном бизнесе. По его словам, на создание аккумуляторной рикши он решился, когда увидел, насколько тяжело управлять «классическими» рикшами (где роль силовой установки играет человек).
Электрогенерация в Индии: тренды и перспективы сотрудничества с Россией
Первый опытный образец появился в 2011 году. По одной из версий, Виджай взял за основу мотор, используемый в китайских погрузчиках, и адаптировал его для индийских условий и под свои задачи. По словам предпринимателя, первую рикшу ему удалось продать только спустя восемь месяцев после запуска, поскольку покупатели не верили, что в Индии есть нужная инфраструктура для зарядки. Seara Electric Auto Limited в начале производили всего 20 электрических рикш в день. Сегодня компания владеет двумя крупными фабриками в Индии и ежегодно производит 200 тыс. единиц двухколесного транспорта и 36 тыс. трехколесного.
Транспортная система
Транспортная система в Индии организована с учетом климатических и географических реалий. Согласно исследованию NSSO, главным средством передвижения для индийцев является автобус. Вместе с поездами они составляют пару самых популярных способов передвижения между индийскими городами. Автобусами пользуются 66% домохозяйств в сельской местности и 62% горожан.
При этом положительно оценивают аналитики перспективы местного автомобильного рынка. В 2023 году он занял третье место, обогнав Японию. Продажи личных автомобилей выросли на 8% (4,1 млн единиц), а коммерческого транспорта на 5% (978 тыс. единиц). Количество автомобилей превышает показатели даже некоторых более развитых стран, однако автомобильной странной Индию получится назвать с натяжкой — легковые автомобили составляют всего 14% всего транспорта. В среднем в Индии 3,4 автомобиля на 100 человек.
При этом Индия занимает первое место по количеству зарегистрированного двухколесного транспорта. Из 320 тыс. зарегистрированных в 2020 году единиц транспорта 75% пришлось именно на него. Все-таки номером один в Индии являются скутеры. Второе место по популярности занимают рикши. Рынок одних только электрорикш в 2023 году оценивался в $1,4 млрд.
Причин популярности компактного транспорта в Индии несколько. Во-первых, он дешевле автомобилей. Цена таких транспортных средств ниже и обслуживание обходится дешевле. Это касается, например, топлива: средний расход авто в Индии составляет четыре литра на 100 км, в то время как скутер или рикша на этих же четырех литрах могут проехать все 200. Во-вторых, они меньше и маневреннее.
Восемь лет ожидания: почему Tesla избегает рынка Индии
В-третьих, инфраструктура Индии больше подходит для мопедов и рикш. Это касается как качества дорог, где по разбитому асфальту и песку легче проехать на двух колесах, чем на легковом автомобиле, так и дефицита пространства — с такой плотностью населения (400 человек на квадратный километр) найти парковочное место для мопеда гораздо легче, чем для автомобиля.
Экология и государство
Электрорикши дороже своих бензиновых конкурентов, однако их стоимость с лихвой компенсируется экономией на топливе. Например, Bajaj Maxima на дизельном двигателе обойдется в 197 тыс. рупий, а электрический аналог — Mahindra Treo Plus будет стоить уже 344 тыс. При этом затраты на топливо у дизельного варианта составят три рупии на километр, в то время как у электрической рикши они составят 0,44 рупии. Экономия на топливе привлекает все больше водителей, а вместе с ростом популярности такого транспорта улучшается экологическая обстановка.
«Зеленый» переход поддерживает и правительство Индии. Оно предприняло ряд инициатив, популяризирующих электрорикши и весь транспорт на электрической тяге. Например, в стране действует программа FAME-India, направленная на субсидирование покупок электротранспорта.
Для отечественных производителей электротранспорта и комплектующих для него (например, батарей) в стране действует программа PLI, стимулирующая производство. Индия также субсидирует компании, занимающиеся улучшением зарядной инфраструктуры, а некоторые банки выдают кредиты на электрорикши по сниженной процентной ставке. Индийское правительство продвигает такие инициативы по двум причинам: чиновники хотят поддержать отрасль и снизить зависимость от других стран (например, КНР). От китайских компаний нередко зависят поставки некоторых комплектующих и обучение персонала. Однако полностью отказаться от услуг из Поднебесной пока не получилось — у части индийских производств есть китайские партнеры, которые активно инвестируют и делятся техническим ноу-хау.
На фоне развития инфраструктуры для электротранспорта производители из других стран активнее интересуются индийским рынком. Например, японская Honda планирует запустить в стране сервис по аренде батарей — промышленный аналог пауэрбанков, но для рикш.
Больше историй
Глава производителя Jeep и Fiat уйдет в отставку на фоне падения прибыли — РБК
В ноябре резко упала выдача паспортов на автомобили — РБК
«Спартак» разгромил «Краснодар» и поднялся на третье место в РПЛ :: Футбол :: РБК Спорт