Фото: Shutterstock
В сентябре 2024 года французская компания Pernod Ricard заняла первое место в Индии по выручке в алкогольном сегменте, обогнав давнего конкурента — британскую Diageo. Такой успех обусловлен ростом продаж скотча 100 Pipers и индийских брендов Blenders Pride и Royal Stag, указывают в издании The Economic Times. По словам управляющего директора Pernod Ricard India Жана Тубуля, индийское подразделение компании выросло на 6% за последний год, его выручка составила $3,2 млрд. Это примерно 12% от глобальных продаж компании.
Индия стала вторым по величине рынком для Pernod Ricard, обогнав Китай (первое место по объему продаж занимают США). В компании отмечают, что, несмотря на инфляцию и снижение потребительских расходов, индийский рынок демонстрирует устойчивый рост. Тубуль также подчеркнул, что в стране продолжается демографический бум: ежегодно около 25 млн человек достигают легального возраста для употребления алкоголя, что расширяет потенциальную базу потребителей. Сейчас она составляет около 300 млн.
Бурный рост
Индийский рынок алкоголя действительно активно растет. За прошедшие несколько лет объем продаж спиртных напитков значительно увеличился: с 228 млн коробок в 2011 году до 412 млн в 2024 году — рост составил 80% всего за десятилетие. Несмотря на временный спад в пандемию, когда продажи сократились до 311 млн коробок, рынок быстро восстановился, добавив еще около 100 млн к годовым продажам всего за три года.
Индия также заняла первое место в мире по потреблению виски. Здесь его выпивают 1,5 млрд л в год. Это в три раза больше, чем в США. За прошлое десятилетие потребление виски в стране увеличилось втрое.
При этом больше всего жители Индии предпочитают скотч, его продажи удвоились за прошедшие несколько лет. В 2022 году Индия употребила 7,5 млн коробок скотча, по сравнению с 3,9 млн в 2020 году. Это сделало страну крупнейшим по объему экспортным направлением для скотча. Рост потребления виски эксперты объясняют увеличением доходов миллениалов, ростом численности среднего класса и изменением социального отношения к употреблению алкоголя, особенно в городских районах.
Как средний класс поможет Индии обогнать Китай
Одной из ключевых тенденций, стимулирующих развитие рынка, стала так называемая премиумизация. В то время как общий рост стабилизировался на уровне около 4% в финансовом году, премиальный сегмент продолжает демонстрировать двузначные показатели роста. Доля люксовых спиртных напитков в общем объеме рынка увеличилась с 42 до 49% в период с 2019-го по 2023 год. Этот сдвиг в сторону высококачественной продукции обусловлен ростом располагаемых доходов и изменением потребительских предпочтений. Быстро растущий средний класс, способный позволить себе премиальные и суперпремиальные напитки, оценивается примерно в 150 млн человек.
Борьба за долю
В 2023 году аналитики Markets & Data оценивали индийский алкогольный рынок в $60,48 млрд и прогнозировали среднегодовой темп роста (CAGR) в 6,93%. Сектор существенно влияет на экономику страны — только в 2021 году он составил почти 2% ВВП. Отрасль также играет важную роль в занятости, обеспечивая работой более 7,9 млн человек напрямую и косвенно. Кроме того, экспорт индийских спиртных напитков активно растет: за последний год его объем увеличился на 16%, а стоимость — на 20%.
Из-за укрепления позиций Pernod Ricard другой крупный игрок, Diageo (бренды Johnnie Walker, Tanqueray и Smirnoff), наоборот, отчитывается об ухудшении показателей в стране. Выручка компании снизилась на 7% до $3,1 млрд за прошлый год. Однако, несмотря на снижение общей выручки, премиальный сегмент Diageo вырос и теперь составляет около 87% от общего объема продаж в Индии по сравнению с 72% в 2021 году.
Кроме Pernod Ricard и Diageo, на индийском рынке присутствуют и другие крупные игроки. Allied Blenders & Distillers, известная своим брендом Officer's Choice, удерживает значительную долю в бюджетном сегменте. United Breweries, частично принадлежащая Heineken, доминирует в пивном сегменте с брендами Kingfisher.
Зачем один из лидеров чайной индустрии Индии спустя век выходит в розницу
В Pernod Ricard планируют продолжить инвестиции в индийский рынок, фокусируясь на премиальных брендах и расширении дистрибуции. Компания также рассматривает возможность локализации производства некоторых международных брендов для снижения затрат и цен для потребителей.
В Diageo, в свою очередь, намерены укреплять позиции в премиальном сегменте и инвестировать в маркетинг и инновации. Компания также изучает возможности в категории безалкогольных и слабоалкогольных напитков, учитывая глобальные тенденции в изменении потребительских предпочтений.
More Stories
Немаркированную рекламу стерли из базы
Институционалы отсиживаются на депозитах
Операционное вмешательство в критическую инфраструктуру