24.11.2024

Какие квартиры можно купить по цене машины

На первичном рынке жилья крупных городов России спустя 30 лет вновь сложилась ситуация, когда на средства от проданного премиального автомобиля можно приобрести квартиру Фото: Shutterstock

Из-за значительного подорожания автомобилей многие модели теперь идут в одной ценовой категории с жильем в крупных российских городах. И нельзя исключать, что в ближайшем будущем рынок жилья вновь столкнется с практикой из 1990-х годов, считают эксперты, опрошенные редакцией «РБК-Недвижимости».

«РБК-Недвижимость» совместно с Autonews.ru выяснила, сколько в среднем сейчас стоят квартиры в новостройках (по данным «Домклик») в городах России и какие автомобили можно купить за те же деньги в отечественных шоурумах (по данным автодилеров). Эксперты также напомнили, что в 1990-е годы, продав машину, можно было на эти деньги купить себе квартиру.

Стоимость квартиры по сравнению с автомобилем

По данным аналитиков «Домклик», в конце февраля 2024 года средняя стоимость квартиры в новостройке комфорт-класса в Новокузнецке составляла 12,2 млн руб., который по данному параметру возглавил рейтинг крупных российских городов. Квартира в Новокузнецке немного дороже нового автомобиля Porsche Macan, который стоит 11,8 млн руб.

Porsche Macan (Фото: Porsche.com)

За Porsche Macan можно приобрести квартиру комфорт-класса в Севастополе, за которую надо отдать 11,7 млн руб., или квартиру в Москве, средняя стоимость которой зафиксирована на отметке 11,4 млн руб.

В Казани, которая занимает четвертое место в рейтинге городов по средней стоимости квартир комфорт-класса на первичном рынке, лот обойдется в 9,5 млн руб. Это уступает стоимости автомобиля Voyah Passion EV, цена которого составляет 9,8 млн руб. За этот же автомобиль можно приобрести квартиру в Томске, которая стоит в среднем 9,2 млн руб., и Нижнем Новгороде (9,1 млн руб.). За Voyah Free стоимостью 7,9 млн руб. можно купить квартиру в Краснодаре и Красноярске, где ее средняя стоимость в феврале 2024 года зафиксирована на отметке 7,8 млн руб.

Avatar 11 (Фото: Shutterstock)

За 7,5 млн руб., которые надо заплатить за новый Avatаr 11, можно приобрести квартиру в Иркутске, Омске и Санкт-Петербурге, уточняют в «Домклик».

Автомобиль Mazda CX9 стоимостью 7 млн руб. можно обменять на квартиру в Екатеринбурге (7 млн руб.), а автомобиль Aito M7 стоит 6,6 млн руб. — ровно столько же, как и квартиры в таких городах, как Кемерово и Новосибирск. За автомобиль Exceed RX за 4,5 млн руб. можно стать собственником квартиры в самом дешевом из крупных городов — Оренбурге, где за лот в среднем придется отдать 3,7 млн руб., говорится в исследовании.

Как менялись цены на недвижимость и автомобили

Цены на новостройки начали резко расти после введения льготной ипотеки в 2020 году. Если на конец 2019 года стоимость 1 кв. м в новостройках России, по данным Росстата, составляла 71,5 тыс. руб., то уже по итогам 2023 года цена «квадрата» выросла почти вдвое — до 140,3 тыс. руб.

Стоимость автомобилей также постоянно растет. По итогам 2023 года средняя цена новых легковых автомобилей в России, по данным «Автостата», составила 2,96 млн руб. Это на 24% больше, чем в 2022 году. При этом за период с 2019 по 2023 год она выросла примерно вдвое (четыре года назад — 1,57 млн руб.).

Читайте также: «Китаец» по цене квартиры. Сравниваем цены на авто и недвижимость

Рынок жилья в 1990-е

До 1990-х в стране не было рынка жилья и понятия собственности. Все изменилось в 1990 году, когда был принят закон «О собственности в СССР», а уже в 1992-м в силу вступил Федеральный закон о приватизации жилищного фонда. Жилье можно было приватизировать и далее распоряжаться им по своему усмотрению — завещать, дарить, продавать. Так в России начали формироваться институт собственности и рынок недвижимости.

В 1990–1992 годах популярным объявлением в газете «Вечерняя Москва» было: «Меняю комнату на автомобиль». К обмену предлагалось вполне нормальное жилье, а под автомобилем подразумевались «Жигули», вспоминает руководитель направления «Вторичный рынок» компании «Инком-Недвижимость» Сергей Шлома. По словам эксперта, рынок недвижимости в нашей стране в то время только начал формироваться, шел процесс бесплатной приватизации жилья. В продаже стали появляться квартиры от собственников, но недвижимость была крайне недооценена, добавляет Шлома.

В  1990-е годы иномарки на улицах Москвы стали частым явлением (Фото: Александр Катков / ТАСС)

Личный опыт

Роман Дьяконов, бизнесмен:

— в 1990-е годы я занимался автомобильным бизнесом, перегонял в Россию из Германии автомобили. Audi, BMW и Mercedes в хорошем состоянии стоили на рынке не менее $20 тыс., покупали их в основном состоятельные люди, у которых уже было собственное жилье. Но однажды мне предложили приобрести квартиру на одной из окраин юга Москвы. Ее цена была весьма заманчивой — $18 тыс. Таких свободных денег у меня не было, но мне помог мой тогдашний бизнес. Я перегнал из Германии автомобиль Mercedes в отличном состоянии и в очень хорошей комплектации. Приобрел я его за $8 тыс., а продал за $25 тыс. покупателю, который хотел именно такую комплектацию автомобиля. Таким образом, на перепродаже машины я заработал $17 тыс. и, добавив к этой сумме $1 тыс., сумел приобрести ту квартиру. Но это был единственный случай в моей практике, больше квартир после продажи автомобиля я не покупал.

Читайте также истории тех, кто променял авто на квартиру

Новый Volkswagen в хорошей комплектации в 1990-е годы стоил не менее $15 тыс. За такие деньги можно было приобрести однокомнатную квартиру в спальном районе Москвы  (Фото: Валерий Христофоров / ИТАР-ТАСС)

Квартиру за машину в 1990-х

Продукция автопрома в сознании бывшего советского человека была многократно переоценена, считает Сергей Шлома. В то же время ценность недвижимости многие в 1990-е годы недооценивали. Именно поэтому могли возникнуть такие сделки, когда человек продавал квартиру и приобретал автомобиль, добавляет эксперт.

Например, в 1994 году BMW 3 стоила около $24 тыс., что соответствовало стоимости квартиры в районах Марьино и Бирюлево, вспоминает руководитель «Индикаторов рынка недвижимости» Олег Репченко. По его словам, сделки обмена квартиры на автомобиль и наоборот бывали, но все-таки редко. «Если сравнивать жилье с автомобилями, то стоит ориентироваться на сопоставимые сегменты рынка. Тогда и машины экономкласса, и люксовые бренды будут стоить намного дешевле квартир соответствующего класса», — поясняет эксперт.

Во второй половине 1990-х средняя стоимость квартиры в спальном районе составляла примерно $15–20 тыс. А в конце 1990-х годов, когда страна немного отошла от последствий дефолта, стоимость такой квартиры составляла $25–30 тыс., что по тогдашнему курсу было 700–800 тыс. руб., вспоминает Марина Зайцева.

«Это стоимость не премиальной, но вполне хорошей иномарки. В моей практике именно обмена квартиры на машину или наоборот не встречалось, но некоторые коллеги имели дело с такими сделками. А в свете резкого подорожания хороших иностранных автомобилей нельзя исключать, что в ближайшем будущем рынок жилья вновь столкнется с практикой из 1990-х годов», — считает эксперт.

Цены в долларах

Одна из отличительных особенностей рынка жилья 1990-х годов — цены были только в долларах. Статистических данных по ценам тогда не было, зачастую они назначались просто «из головы». Это приводило к тому, что примерно схожие квартиры, которые находились в одном районе или даже на одной улице, продавались за совершенно разные суммы, говорит риелтор Марина Зайцева, начавшая работать на рынке жилья в 1993 году. По ее словам, цена 1 кв. м начиналась от $200, если речь шла о спальных районах. В центре жилье стоило примерно в три раза дороже.

Но все равно по сравнению с нынешними ценами те суммы были смехотворными, говорит Зайцева. Например, двухкомнатную квартиру в обычном доме на Кутузовском проспекте можно было приобрести примерно за $45 тыс.

Уже в 2002–2003 годах цены на жилье выросли примерно в полтора раза. А за все годы средняя стоимость квартиры, например в Москве, увеличилась, если считать в долларах, до $190 тыс., добавляет эксперт.

Читайте также: