— Основной рынок для российских компаний — производство дженериков. Как развивается это направление, что является его драйвером?
— Следует напомнить, что дженерик — это полный аналог традиционного фармацевтического препарата, имеющий тот же состав действующих веществ, что и оригинал, но выпускающийся под другим торговым названием. Когда у оригинального препарата заканчивается срок патентной защиты, любой фармацевтический производитель получает право воспроизводить ранее запатентованную формулу. Ценность таких препаратов заключается в более доступной цене, так как потеря монополии первоначальным разработчиком стимулирует конкуренцию на рынке. Во всем мире производство дженериков имеет высокую поддержку со стороны властей, ведь речь идет о доступности лекарств для населения и освоении технологии.
На глобальном рынке доля дженериков растет. В России до последнего десятилетия дорогие патентованные препараты доминировали даже сильнее, чем в других странах. Но уже к 2030 году, по оценкам «Альфа Ресерч и Маркетинг», доля дженериков на нашем рынке увеличится до 56%.
Фармацевтические компании, которые строят свой бизнес на производстве дженериков, имеют все больше возможностей. За последнее время у многих оригинальных препаратов, которые были лидерами продаж, закончились сроки патентной защиты. К этому времени отечественные производители уже имели регистрационные сертификаты на их аналоги и быстро запустили производство.
В период с 2019 по 2023 год среднегодовые темпы роста продаж дженериков составили 17%, в то время как прирост оригинальных препаратов за тот же период — 12%. При этом дженерики, произведенные на территории России, росли в среднем по 29% в год, втрое опережая иностранные, по данным «Альфа Ресерч и Маркетинг». Локализация иностранных производителей во многом объясняет такой рост. В 2023 году продажи дженериков составили 0,8 трлн руб. (36% российского рынка лекарственных средств). Доля отечественных дженериков за четыре года выросла с 30 до 45% в 2023 году.
Дело в том, что последние 20 лет национальная фарминдустрия была сфокусирована на разработке и коммерциализации именно дженериков. Научные разработки требуют серьезных инвестиций, а цена ошибки — колоссальные финансовые издержки и годы труда. Успешный патентованный препарат покрывает все издержки и риски при условии, что у компании есть потенциал работы по всему миру. Российские фармкомпании молоды и пока только наращивают экспортный потенциал. К тому же последние 20–25 лет всем хватало емкости именно российского рынка. Поэтому НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в России мало кто занимается. Пока мы не видим у российской фармы потенциала для создания инновационных продуктов в области низкомолекулярной химии.
Группа «Озон Фармацевтика» тоже начинала со специализации на производстве дженериков, когда в начале 2000-х годов сложился дефицит лекарств, в частности нитроглицерина. Сейчас мы лидируем в этом сегменте по размеру портфеля лекарственных препаратов и объему продаж в денежном выражении (данные «Альфа Ресерч и Маркетинг» за 2023 год). В 2024-м мы ожидаем дальнейший, еще больший рост продаж, по результатам которого увеличение выручки может составить 28–32% год к году.
На российском рынке дженериков доля «Озон Фармацевтика» составляет сейчас 9,9% среди отечественных производителей и 4,5% в целом (данные «Альфа Ресерч и Маркетинг»). За 20 лет мы накопили серьезные компетенции в области регистрации и разработки собственных рецептур дженериков. И мы рассчитываем в ближайшие пять лет увеличить число регистрационных удостоверений еще примерно на 50%.
— Какие проблемы стали для отрасли особенно чувствительными с введением санкций и какие задачи приходится решать отечественным производителям?
— Как известно, напрямую санкции фармацевтической продукции не коснулись. Однако процесс взаимодействия российских производителей с теми странами, которые эти санкции поддержали, стал очень чувствительным. В частности, до 2022 года практически треть всего сырья, активных фармацевтических субстанций (АФС), интермедиатов и даже упаковки поставлялась из европейских стран. Поэтому российским производителям пришлось перестраивать цепочки поставок, оптимизировать структуру финансовых операций с зарубежными партнерами. Сейчас налажена закупка из Индии и Китая, но сохраняются некоторые сложности с взаиморасчетами.
Больше историй
MyJewels — ваш лучший выбор в мире ювелирных изделий
Глава производителя Jeep и Fiat уйдет в отставку на фоне падения прибыли — РБК
В ноябре резко упала выдача паспортов на автомобили — РБК